На этой неделе в Москве в Центральном Доме Художника состоится фестиваль современного кино 2morrow, в программе которого запланированы показы уже побывавших на других европейских фестивалях фильмов, арт-хаусных и независимых лент от режиссёров с опытом и без. 2morrow включает в себя несколько программ, охватывая большую часть аспектов современного киноискусства, помимо конкурсной в рамках фестиваля пройдёт Beat Film Festival – посвященный документальному кино, балансирующему между злободневностью и эстетикой, программа Офсайд представит российское кино, Tomorrow – авангардное кино от необычных режиссёров. Также на фестивале можно будет посмотреть видео-арт проект Keep me in suspense, посетить лекции, мастерклассы и встречи с деятелями киноиндустрии.
В конкурсную программу в этом, шестом по счёту фестивале, вошло десять фильмов со всего мира, фильмов, уже получивших некоторые престижные награды и теперь уже готовых к поглощению российскими зрителями, фильмов яростных и откровенных, спокойных и медитативных.
Пьета/Pieta Ким Ки Дука, взявшая в этом году главный приз на Венецианском МКФ, приедет в Москву вместе со своим создателем, который проведёт на фестивале мастер-класс и представит свою ретроспективу. Пьета – это история безжалостного головореза, который внезапно встречает свою мать, что бросила его в далёком детстве. И человек, без трепета ломающий ноги и выкручивающий руки должникам мафии, постепенно обретает нечто действительно человеческое, эмоциональное, осязаемую жизнь, которая делает его мягче и уязвимей, чем не преминут воспользоваться враги, которых за свою «карьеру» он насобирал в избытке. Жесткая, непривычная для корейского самородка, драма уже получила своё мировое признание, здесь же, на фестивале 2morrow она станет верхушкой пирамиды многолетнего творчества режиссёра, что будет показано в течение всего фестиваля.
Пьета – это Мария, скорбящая над телом Иисуса, но у Ким Ки Дука его тело осыпано банкнотами, которые, по мнению режиссёра, и являются настоящими убийцами человека внутри современного человека.
Вес/Mooge
Провокационная драма южнокорейского режиссёра, в которой реальность тесно сплетается с какой-то дикой сказкой, где есть почти всё, что нужно: прекрасная принцесса, горбун, подземелье и множество трупов, вот только принцесса – это сводный брат горбуна, мечтающий об операции по смене пола, подземелье – морг, где горбун работает гробовщиком, а трупы не поверженные воины вражеского королевства, а чрезмерно молчаливые друзья-клиенты горбуна, вдохновляющие его на творчество. В некоей лёгкой истерике, то занимаясь самобичеванием, то пускаясь в пляс с мертвецами живут герои Кю Хван Чона будто бы предлагая зрителю потанцевать вместе с ними, приобщившись к такому жизненному абсурду, что показан в «Весе».
Спящая красавица/Bella Adormentata – это ответ Марко Беллокьо на историю, что всполошила Италию, а вместе с ней и весь остальной мир, несколько лет назад. Историю Элуаны Энгларо, пролежавшей в коме в течение 17-ти лет, в которую она впала после автомобильной аварии. Её отец настаивал на том, что Элуана не хотела бы находиться в положении «овоща», поддерживаемого принудительным питанием, и ходатайствовал о разрешении эвтаназии. Вопрос легитимности убийства из сострадания расколол итальянское общество от низа до верха, превратившись из конкретной трагедии одной семьи в общенациональную проблему.
Спустя два года после того, как Элуану всё-таки отключили от аппарата и она умерла, Марко смог справиться с эмоциями, нахлынувшими на него и выдать кинозрителю историю четырёх человек, в которых так или иначе отразилась история Элуаны: сенатора, вынужденного проголосовать «за» или «против» закона, его религиозной дочери, выступающей против абортов и одновременно влюбляющейся в человека по ту сторону баррикад, актрисы, чья дочь находится в коме и врача, который пытается спасти суицидницу.
ARAF: где-то посередине/ARAF – Somewhere in Between
Двое молодых людей, Зехра и Ольгун, живут в маленьком законсервированном мире стоянки грузовиков, за просмотром второсортных телешоу мечтая о другой, лучшей жизни. Они трудятся день и ночь, и только вера в сказочное будущее держит их на плаву до того момента, пока Зехра не встречает другого. Проникновение другого человека в их чистилище на двоих впускает в него и остальную реальность, круша на своём пути детские мечты и иллюзии.
Хорошая смерть/De goede dood
Экранизация успешного голландского спектакля, поднимающая тему эвтаназии несколько с другой точки, нежели «Спящая красавица». Бернхард узнаёт, что болен раком и принимает решение уйти из жизни добровольно, не мучась от химиотерапии и других способов задержаться в этом мире. Его родные и близкие принимают такое решение неоднозначно, весело и панически, одобряя и осуждая, некоторые пытаясь понять, а некоторые даже не пытаясь. Постепенно напряжение усиливается до предела, по мере приближения времени Ч в саморазрушительной войне Бернхарда и тогда в его окружении вспыхивают нешуточные страсти, в чём-то комичные, а в чём-то траурно-прискорбные, как пунцовые розы на капоте катафалка.
Блонди/Blondie
Шведская гламурная драма о трёх сёстрах, которые, конечно же, были близки когда-то, а теперь впервые за долгое время встретились на дне рождения общей древней матушки, планируемом как счастливое воссоединение большой семьи, а вылившемся в выяснение отношений сопровождаемое всплывающими на поверхность былыми обидами и прочими атрибутами коллектива, тем более женского. «Блонди» - это результат того, как мужчина-режиссёр пытается разобраться в иррациональных  и таинственных женских душах.
90 минут/90 Minutter
Три сюжетных линии, объединённые безысходностью девяноста минут, что отделяют жизнь от смерти, которые не повернуть, не обойти, это просто путь трёх человек от точки невозврата до кульминации разыгрываемого апокалипсиса. То, что начинается как идеалистическая картина семейного благополучия в итоге превращается в сатанинские пляски на костях, раскрывая истинное лицо человека в сытой толпе капиталистического общества, лицо с горящими огнём глазами и окровавленным ртом. Люди, по сравнению со Средневековьем не слишком-то и изменились, только то дерьмо, что плавало по улицам Европы теперь плотно осело на внутренностях внешне красивых и ухоженных людей. Вторую картину Эвы Сорхауг сравнивают с Михаелем Ханеке и Алехандро-Гонсалес Иньяритту, но всё это по-женски и по-норвежски с оголёнными нервами и атмосферой, натянутой, как тетива.
Просто ветер/Csak a szél
О жизни цыган мы знаем из наблюдений за попрошайками-роммами, как их толерантно называть, или из фильмов Кустурицы, где всячески поддерживается стереотип о вечно танцующих и поющих романсы цыганах. Фильм «Просто ветер» очень далёк от хохмачества Кустурицы, он показывает цыган как людей, как реальную нацию, у которой существуют свои проблемы и вещи, с которыми приходится мириться. Мари живёт с отцом-инвалидом и маленьким сыном, мечтая эмигрировать в другую жизнь, когда по соседству кто-то убивает целые семьи цыган. Героиня, живя в постоянном страхе, пугаясь каждого шороха скорее сама себя, чем сына, убеждает в том, что это всего лишь ветер, всего лишь ветер. Один день цыганской семьи, полный страха и отчаяния демонстрирует срез современной истории, той самой, что происходит здесь и сейчас.
Я тоже хочу
Российская цифровая лента-конкурсант от режиссёра культового «Брата» - Алексея Балабанова с участием Олега Гаркуши из АукцЫона. Сказка или притча, странное роуд-муви о Музыканте, Бандите, парне с пожилым отцом и проститутке, которые отправились куда-то под Питер в поисках волшебной Колокольни Счастья, в которой забирают туда, где хорошо. Но не всех, а только некоторых. И боясь, и надеясь, эта компания движется и движется к счастью, найти которое дано далеко не всем.
Мать/Yema
Почти классическая греческая трагедия матери, разрывающейся между ненавистью и любовью, на фоне алжирских пейзажей и современного реализма. Один её сын убил другого из-за женщины, мир Матери разрушился в один момент и она должна бы тоже умереть вслед за своим чадом, но она продолжает жить, ведомая ненавистью и любовью, а дитя той, что стала катализатором трагедии теперь становится смыслом для возрождения из пепла земли и женщины, её возделывающей.
Полная программа фестиваля настолько обширна, что осознать её кажется нереальным, здесь и показ в рамках Beat Film Festival картины об Ай Вэй Вэе, и документалки о панк-группе из Финляднии, состояще из людей с синдромом дауна, и отечественный фильм ужасов, снятый на телефон. На фестивале кино завтрашнего дня, 2morrow основная проблема – везде успеть.
Фестиваль пройдёт в Москве с 2-го по 7-е октября в кинозалах ЦДХ.
Текст: Саша О.