Торонто – не тот город, что помешан на прошлом. Он строится, разрастается и обновляется, каждый квартал сотрясается от дрелей и отбойных молотков, а стеклянные небоскрёбы робко выглядывают из-под брезента. С этим хаосом из арматуры и бетона вплотную соседствует роскошь новых, только отстроенных отелей из хрусталя и мрамора, с чёрными ваннами и брильянтовыми потолками. Каждый год здесь проходит юноша среди фестивалей (в этом году 37-й), вслед за своими взрослыми и не в меру напыщенными собратьями – Каннским фестивалем, Берлинале и фестивалем в Венеции - Toronto International Film Festival (Международный кинофестиваль в Торонто) или же просто TIFF, который так же как и сам Торонто, уважает прошлое, но сказочно нетерпелив и использует историю скорее для стилизаций, чем для лишних рефлексий.
Дата проведения фестиваля напрямую связана с Днём Работника (Labour Day), который в Канаде празднуется каждый первый понедельник сентября, Кинофестиваль соответственно начинается через три дня после него, в четверг, и длится десять или одиннадцать дней. В этом году TIFF попал на 6-16 сентября. Отличительной особенностью TIFF является отсутствие авторитетного жюри, главным призом на этом фестивале является Приз зрительских симпатий (People's Choice Award), что делает этот кинофестиваль наиболее близким к народу и показательным в контексте популярности среди обычных кинолюбителей, а не кинокритиков и журналистов. Возможно, именно поэтому фестиваль набирает всё больше оборотов, привлекая зрителей со всех континентов, заставляя их ночевать под кассами или платить за билеты на интересный фильм в три дорога. Не дело не только в ощущении собственной значимости, TIFF с годами стал площадкой для значительных премьер не только независимого кино, но с некоторых пор и мэйнстримовой продукции Холливуда.
На TIFF проходят показы фильмов на любой вкус. Любишь хорроры – отправляйся на Полуночное Безумие (Midnight Madness), считаешь себя прогрессивным – для тебя программа Авангард (Vanguard), пришел на фестиваль со своим чадом – вперёд на TIFF для детей (TIFF Kids). В общей сложности ежегодно в Торонто проходят смотры более, чем трёхсот фильмов абсолютно разных по жанру, стилистике и колориту. Помимо прочего в рамках фестиваля проходит выставка современного искусства, проводятся разнообразные мероприятия.
Заигрывание с классикой, бойкое, но неуважительное в этом году оказалось в тренде. Некоторые из картин, что были лучше всего приняты, представляют собой знакомые тексты, переделанные для пост-пепси поколения. Во главе этого безобразия смартфонно-находчивый фильм режиссёра «Мстителей» Джосса Уидона - «Много шума из ничего/Much Ado About Nothing», адаптация классической пьесы Шекспира, снятая в особняке самого Джосса вместе с актёрами, занятыми в его же мини-сериале «Светлячок/Firefly» и гибридными лимузинами. А роман Генри Джеймса «Что знала Мэйзи/What Maisie Knew» переехал в Нью-Йорк и обрёл Стива Кугана в роли отца, Джулиану Мур в роли матери (теперь рок-звезду) и Александра Скарсгарда в роли её нового любовника. Такое отречение от корней в обеих работах позволяет им ожить заново.
В то же время классические экранизации прошли как-то бесцветно. «Большие надежды/Great expectations» в трактовке британского режиссёра Майка Ньюэлла с Ральфом Файнсом и Хеленой Бонем-Картер в ролях оказалось гиперболизированной пеной с наиболее популярного мыла Диккенса, да и то порядком сплющенной концовкой. Картина «Дети полуночи/Midnight's Children» к постколониальному роману британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди не добавила ровным счётом ничего, кроме самого Салмана Рушди, который выступил одновременно и продюсером и «голосом за кадром» в ленте.
Что до публики, которая на этом фестивале важна, как нигде в другом месте, то вместо того, чтобы сходить с ума по эпохальному «Облачному атласу/Cloud Atlas», плоду сотрудничества брата и сестры Вачовский и Тома Тыквера, или по комедийному триллеру «Семь психопатов/Seven Psuchopaths», остроумному продолжению «Залечь на дно в Брюгге/In Bruges» Мартина МакДоны – зрители были ловко завлечены на просмотр таких экспериментальных картин, как сюрреалистическая учительская сага «Желтый/Yellow» Ника Кассаветиса.
Тема персональной эволюции человека, примеряющего разные ипостаси в надежде изменить собственную судьбу, в целом встречается во многих фильмах фестиваля в этом году. Начиная с фильма-открытия футуристического фильма Райана Джонсона «Петля времени/Looper», где герой Джозефа Гордон-Левитта должен убить «будущего себя» в лице Брюса Уиллиса, и заканчивая фильмом «Артур Ньюман, профессионал гольфа/Arthur Newman», эротической драмой с Колином Фёртом и Эмили Блант, где герой Фёрта имитирует собственную смерть.
Сам Торонто отражает переосмысление всего, равно как и отражают это переосмысление фильмы, там демонстрируемые. На фестивале царит ощутимая атмосфера непривычно меньшей официозности по сравнению с Европейскими фестивалями. Отмечается также новая волна сотрудничества Соединённых Штатов с Азией, ключ к новому рынку киноиндустрии в Китае и Корее вместе с новым источником финансирования общих проектов. «Петля времени» и «Облачный атлас» в своих историях кивают и в сторону запада, и в сторону востока и являются хорошим примером сотрудничества.
В конечном счёте «приз зрительских симпатий» получила картина «Мой парень-псих/Silver Linings Playbook». Главный герой здесь, в исполнении Брэдли Купера, выходит из «желтого дома» с диагнозом «биполярное расстройство», но не теряя надежду пытается начать новую жизнь, когда встречает неуравновешенную девушку, скорбящую после смерти мужа (Дженифер Лоуренс). Двое не слишком нормальных людей пытаются помочь друг другу перебороть собственный недуг вопреки общественному мнению и порой даже себе самим.
В программе документальных фильмов победила лента Джареда Лето (под псевдонимом Варфоломей Каббинс) «Артефакт/Artifact», где речь идёт о записи последнего альбома группой 30 seconds to Mars, продавшей миллионы записей по всему миру, но по прежнему остающейся заложником звукозаписывающей компании.
«Семь психопатов» всё-таки получили своё признание в программе «Полуночное безумие», а звёздный мальчик Ксавье Долан покорил зрителей в программе канадского кино своим исследованием трансгендерности в фильме «В любом случае Лоуренс/Lawrence anyways». Лучшим канадским дебютом была признана зрителями лента сына Дэвида Кроненберга – Брэндона «Антивирусный/Antiviral», о мире будущего, где любовь к публичным людям доходит до чудовищной абсурдности. «Антивирусный» в чём-то напоминает работы Кроненберга старшего, хотя по слухам папа не одобрил ленту Брэндона.
И, несмотря на попытки некоторых фильмов покорить зрителя испробованными приёмами TIFF показывает, что западный зритель готов к новому и смотрит на восток, а не обратно на запад. Вперёд, без оглядки.
На основе обзора the Guardian.
Текст: Саша О.