Готэм. Его задумали как место, где не поверхности всё самое отвратительное, что есть в реальных городах. Уродливый мегаполис, где живут бизнесмены с руками по локоть в крови, бесстыжая мафия, мелкие воришки и бандиты, а полиция сплошь коррумпирована. Его жители тоже уродливы, каждый третий – подонок, женщины – шлюхи, а дети – социопаты. Единственный, кто любит Готэм всем сердцем – это простой миллиардер-сирота Брюс Уэйн. Но почему у этого большого мальчика, пострадавшего не меньше других от бетонных лап главного злодея – самого Готэма, такие тёплые чувства к своему мучителю? Это особо острый патриотизм, или доходящая до глупости добродетель, самоотверженная вера в людей или добро или что там еще, или быть может банальный стокгольсмский синдром? На этот вопрос не даёт ответ ни создатель классических, готических экранизаций – Тим Бёртон, ни только что закончивший свою трилогию о Тёмном Рыцаре Кристофер Нолан, ни тем более Шумахер и Лесли Мартинсон, что внесли свою эпизодическую лепту в сотворение Готэм-сити. И если у Бёртона битва Бэтмена с преступностью Готэма больше походила на мальчишеские игры, то Нолан к личности Уэйна привнёс какую-то по-настоящему маниакальную любовь к Готэму.
Как бы там ни было, перед бесстрашным Бэтменом по очереди, а иногда небольшими группами становятся антагонисты, порождённые гнилым городом. В разные периоды истории комикса, а вместе с ним и его экранизаций, злодеи были научно-фантастического происхождения, мистического, психологического или происхождения вселенского заговора. Со временем научно-фантастическая составляющая была отброшена, а на её место встал психоанализ, но сути это не сильно изменило. Комичные или очень серьёзные антагонисты строили злокозненные планы, в основном по уничтожению утроба, их породившего – излюбленного Бэтменом Готэм-сити.
Помимо уже обсосанного до костей Джокера и Женщины-Кошки на пути Рыцаря Ночи становились абсолютно разные персонажи, вступающие между собой в альянсы или не пересекающиеся вовсе. Готэм был так щедр на негодяев, что без гида разобраться кто есть кто представляется крайне сложным.
Двуликий
Городской прокурор, съехавший с катушек, когда половина его лица была изуродована и начавший вершить самосуд, а точнее просто убивать всех, кто ему понравится (или не понравится… тут уж как монетка упадёт) появился впервые в образе еще адекватного Харви Дента в первой ленте Тима Бёртона. Здесь, в «Бэтмене/Batman» 1989-го года его сыграл Билли Ди Уильямс («Звездные войны: Эпизод 6 - Возвращение Джедая», «Звездные войны: Эпизод 5 - Империя наносит ответный удар») в расчёте на то, что в последующих, уже тогда запланированных фильмах о Бэтмене он сыграет Двуликого, но вместе со сменой режиссёра к тому времени, когда пришла пора Двуликого сменился и актёр, исполняющий эту роль. В ленте Бёртона он появляется эпизодично и выглядит обычным, возможно не таким коррумпированным, как остальные, прокурором. В ленте 1997-го года режиссуры Джоэла Шумахера «Бэтмен навсегда/Batman Forever» Двуликий в исполнении Томми Ли Джонса («Люди в чёрном», «Старикам здесь не место») появляется во всей своей двусмысленной красе, будто бы и не связанный с личностью того чёрнокожего прокурора, которого мог заметить только внимательный зритель в «Бэтмане» Бёртона. Психопат, отдающий право решать чужие судьбы сомнительному случаю (монеткой решается умереть жертве или умереть ей позже) всячески подчёркивая при этом свою двойственность как постер для прошлогодних «Мартовских Ид» слепленный из двух частей. Только части эти, кроме внешней атрибутики, не очень-то и разные. Возможно, именно за внешность он номинировался в своё время на лучшего злодея по версии MTV (тот еще балаган), ведь в его арсенале не только разделённые пополам костюмы: классический и леопардово-кожаный, но и разделённые пополам бандиты (к сожалению не буквально), а также две подружки: распутный ангелочек Сахаринка (Дрю Бэрримор) и хардкор-дьяволица Перчинка (Деби Мейзар). И, несмотря на любовь к парным числам, Двуликий не слишком гнетётся вопросами этики и своей двойственности.
То ли дело Харви Дент Нолана, появившийся и распустившийся как двухцветный бутон в фильме «Тёмный рыцарь/The Dark Knight». На фоне великолепно иррационального Джокера, который силился доказать абсурдную уродливость всего Готэма (невероятно неуспешно, хотя было бы веселее, если бы кто-то всё-таки кого-то взорвал), но по-настоящему прислушался к его словам только ярый борец со злом Харви Дент. Святоша Аарон Экхарт (нет, он правда учился при церкви) – типичный рыцарь света, его безгрешный Харви получился прекрасно убедительным и позднейшая перемена его героя кажется вполне логичной для человека живущего по принципу «надо делать добро и не делать зло» не углубляясь при этом в размышления на тему «что же такое это зло и добро?». Вообще, из всей трилогии Нолана «Тёмный рыцарь» оказался наиболее успешным и с художественной и с коммерческой точки зрения во многом благодаря Леджеру, конечно, но и Экхарту, создавших обаятельных и реалистичных злодеев.
Пингвин
Ходили слухи, что Нолан в своих экранизациях тоже будет использовать этот персонаж, но режиссёр посчитал Пингвина слишком надуманным. И если для него Пингвин был недостаточно реалистичен, но для Бёртона он оказался идеально гротескным.
Впервые на большом экране он появился в уже упомянутой комедийной ленте «Бэтмен/Batman» 1966-го года, где его сыграл Бёрджесс Мередит, знакомый кинозрителям в основном благодаря роли тренера небезызвестного Рокки. Пингвин занимает позицию лидера в «Объединённом преступном мире» то и дело выручая подельников своими техническими приспособлениями, выглядящими соответственно морской тематике, рыбам и пингвинам. В вычурном цилиндре с длинным мундштуком он почему-то вызывает какие-то подсознательные ассоциации с Черчиллем, но дальше смутных подозрений дело не идёт. Как приличный пингвин он кушает рыбёшку и является счастливым обладателем подводной лодки, сыгравшей важную роль в осуществлении коварного и зловещего плана «Объединённого преступного мира».
По-настоящему Пингвин раскрылся у Бёртона, во втором – и самом мрачном его фильме о Бэтмене – «Бэтмен возвращается/Batman Returns». Фееричный Денни Дэ Вито с накладным носом наводил ужас на младших школьников, признаться, до сих пор он мне снится в кошмарах. Его персонаж кажется одновременно и жалки  и зловещим. От уродливого, но вполне невинного (не считая умерщвление милого котика) младенца родители избавляются, сбросив его в канал под Рождество (наверное это любимый праздник Бёртона, вместе с Хэллоуином). Люлечка доплывает до канализации, где в подземельях Готэма обитают пингвины, который и воспитывают как Маугли бедного малыша. Проходят годы и затаивший злобу на своих родителей, а вместе с ними и на весь мир малыш вырастает в довольно-таки мерзкого пингвино-человека. История умалчивает, откуда у Пингвина взялась банда циркачей, можно только догадываться, что со своими внешними данными он мог запросто выступать с каким-нибудь цирком, где и приобрёл обширные знакомства, но в арсенале Пингвина не только атрибутика, соответствующая его имени, но и всяческие цирковые снаряды. Цели его неясны. Вначале кажется, что он просто жаждет любви, хочет исправить такой несправедливый поступок его родителей, затем, что хочет уничтожить Бэтмена и вместе с ним весь город, затем, что захватить в нём власть, а в конце снова любви. В общем, персонаж получился по-настоящему одиозным уродцем со своеобразным чувством юмора. Он попытался войти в сношения (не только эротические) с Женщиной-Кошкой, но даже её ненасытной сексуальности не хватило на то, чтобы придать образу Пингвина хоть какую-то привлекательность, Бэтмен оказался куда более возбуждающим.
Бэйн
Тёмная лошадка Бэйн появился в самом провальном из Бэтманианы фильме «Бэтмен и Робин/Batman and Robin», где Клуни щеголяет в пресловутом костюме с сосками, борясь с целым полком злодеев. Бэйна создал безумный (как всегда) учёный, во время проекта Гильнгамеш, экспериментируя над психопатом-убийцей, приговорённым к пожизненному заключению, который вследствие воздействия особых токсинов превратился в суперсолдата Бэйна: невероятно сильного и умного, равно как и агрессивного. Бэйн сбегает из лаборатории вместе с там же образовавшейся суперзлодейкой Ядовитый Плющ (Ума Турман), которая становится его так сказать боссом и руководителем. Все якобы умственные способности у Бэйна здесь отсутствуют напрочь, зато мышцы надуты, как грелка и готовы к непосредственному использованию. Ядовитый Плющ преследует гуманные, правда только по отношению к растениям, цели, попутно вертит шуры-муры с Мистером Фризом, сыгранным по-хорошему отмороженным Шварценеггером, парнем, который упал в чан с кислотой фреоном, выжил, и теперь может существовать только при очень низких температурах, для чего и носит эффектно светящийся костюм. Бэйн без своей маски чем-то напоминающей маску рестлера и БДСМ костюм одновременно, судя по всему ничего не стоит, его суперсилы – это результат постоянно вводимых прямо в мозг токсинов и стероидов через чудо-маску. Но и в ней он остаётся телохранителем Ядовитого Плюща. В целом же рассматривать «Бэтмен и Робин» с какой-либо точки зрения – занятие абсолютно бесполезное, он действительно невероятно убогий.
Намного шире, пускай и несколько в ином ключе, раскрыт персонаж Бэйна в новом фильме Нолана «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды/The Dark Knight Rises», что вышел на экраны России меньше месяца назад. Участник печально известной Лиги Теней, команды мастеров убийства, благодаря которой собственно и появился сам Бэтмен, со смертью Рас аль Гула Бэйн принял на себя миссию Лиги и сам стал Лигой. Здесь уж действительно заметно, насколько Бэйн опасный противник для Бэтмена, ведь его комиксный прототип считается сильнейшим антагонистом Тёмного рыцаря. Помимо не таких надутых, как у предшественника, но всё же внушительных мускулов Бэйн демонстрирует коварство и стратегическое мышление, а также сильные лидерские качества граничащие с деспотизмом. Бэйн в дублёнке (а ля русс?) с поднятым воротником и в маске, мимолётно напоминающей намордник Ганнибала Лектера, кажется уверенным в себе и рациональным бойцом, но по ходу сюжета обнаруживается то, что он, как и все – обычный фанатик-психопат. Его эксперименты над жителями Готэма в стиле попыток исследовать психологию масс Джокера, оказываются пустышкой, какой-то нелепой игрой неясно ради кого затеянной. Трагедия, психологическое перерождение жителей Готэма, личностная драма города оказалась рафинированным, гладким и на самом деле бессмысленном актом разрушения одного отдельно взятого фанатика.
В кинематографе врагами Готэма, а одновременно и Бэтмена оказывались очень разные персонажи: парень, оставляющий везде загадки и головоломки, просветлённый глава Лиги Теней, психоаналитик, распыляющий психотропный газ и одевающий страшную маску, тем самым деморализируя и сводя с ума противника – фантазия создателей Готэма кажется безграничной, и это не считая злодеев так и не появившихся в кино, а оставшихся только на страницах комиксов. На первый взгляд кажется, будто они совсем разные: этот - толстый и смешной, этот - худой, а этот похож на накачанный футбольный мяч, но все они едины в своей сущности. Все злодеи Готэма – это порождения Хаоса, психи, люди, отвергающие систему. Они становятся перед Бэтменом, олицетворяющем закон, правила, капитализм, систему и строй самой своей жизнью, своей зависимостью от технологий, от своей состоятельности, от морали. Они, мрази, негодяи, подонки, как шуты выплясывают перед героем-истуканом, желая только одного – повергнуть мир в хаос, а Бэтмен каждый раз неустанно им не даёт это сделать. Бэтмен – это наши страхи, страх оказаться никому не нужным, страх оказаться бедным, бесполезным, беззащитным и откровенным.
А злодеи Готэма – это наша свобода. Именно поэтому мы их так любим.
Текст: Саша О.