Режиссёра Романа Полански называют самым мрачным и пессимистичным режиссёром современности. И немудрено, ведь его жизнь напоминает лихо закрученный триллер с элементами драмы.
Создаётся впечатление, что давным-давно кто-то проклял маленького Раймунда (Роман – его среднее имя), но достоверно это подтвердить невозможно. Известным остаётся лишь то, что в течение жизни Полански страшно не везло.
Всё началось с того, что Роман родился евреем. Как ни смешно это звучит, но быть евреем в Польше во время Второй мировой войны (на момент вхождения войск Германии в Польшу Роману было 6 лет) нельзя назвать большим счастьем. Когда его родителей распределяли по концентрационным лагерям, Роману удалось бежать и всю войну он был вынужден скрываться от немцев. Единственным развлечением в годы оккупации было кино, в основном пропагандирующее фашистский строй, но скорее всего, именно тогда у Романа возникли трепетные чувства к этому виду искусства. В год окончания войны Роман отыскал отца, но остальные члены его семьи к тому времени были убиты. Будучи подростком, он нашел себе временную работу в качестве актёра, вначале на радио, позже на сцене. В 1953-м году Роману улыбнулась удача и он смог получить роль в фильме Анжея Вайды. Юный Полански поразил маститого режиссёра своей напористостью и интеллигентностью, и Анжей поспособствовал тому, что Роман смог поступить в сильнейшую польскую Киношколу в Лодзи, где он провёл пять лет, обучаясь ремеслу и одновременно подрабатывая ассистентом режиссёра уАнджея Мунка. Казалось бы, война закончилась и жизнь налаживается. Но всё только начиналось.
С первых работ у Романа чётко просматривается собственный стиль и темы, его интересующие. Его студенческий короткометражный фильм «Двое со шкафом/Dwaj ludzie z szafa» (1958) был настолько качественно сделан, что спустя несколько лет принёс ему международную известность и премию на фестивале в Брюсселе. В 1959-м году Полански женится на актрисе Барбаре Квятковской, которая за три года совместной жизни появилась всего в одном его фильме – «Когда ангелы падают/Gdy spadaja anioly» (1959), где Полански впервые использовал цвет и приём флешбек, демонстрируя сны/воспоминания/фантазии, так часто им используемый впоследствии.
Его первый полнометражный фильм – «Нож в воде/Nóz w wodzie», созданный совместно с приятелем из киношколы, сценаристом Якобом Голдбергом (впервые они работали вместе над коротким метром «Двое со шкафом») принёс ему первую номинацию на Оскар, как лучшему иностранному фильму. В то время, когда Роман Полански по праву считался самым перспективным режиссёром Польши, по иронии судьбы он окончательно решил перебираться на Запад. Он начинает работать на Германию и Францию. Затем он перебирается в Англию, где задерживается на несколько лет. Работая в Британии с таким хорошо развитым в Новом Свете жанром как психологический хоррор, Полански всё ближе подбирается к Голливуду и после приглашения от крупной студии MGM на проект "Бал вампиров/Dance of the Vampires" (1967) окончательно перебирается в Штаты. Год спустя он женится во второй раз на привлекательной молодой актрисе Шарон Тейт. Еще год спустя Полански снимает коммерчески успешный фильм –«Ребёнок Розмари/Rosemary’s baby».
Полански адаптировал к постановке наводящий ужас роман писательницы Иры Левин, за что был номинирован на Оскар. Сюжет практически всё время развивается внутри квартиры в Нью-Йорке, куда переезжает молодая пара – Розмари и Гай. Они долго мечтали о ребёнке и Розмари наконец беременеет. Но у неё есть подозрения, что она подверглась какому-то ритуалу со стороны кажущихся приветливыми соседей – Минни и Романа. Беременность проходит тяжело и с Розмари не спускают глаз соседи, пичкая её непонятными снадобьями. Подозрения Розмари напрочь отвергает муж, считая их беспочвенными, и девушка остаётся один на один со своими страхами.
на фото: Чарльз Мэнсон
Спустя год после профессионального успеха с этим фильмом Романа Полански ожидает сильнейшее потрясение. Пока он работает над новым сценарием в Лондоне, банда Мэнсона убивает в квартире в Лос-Анджелесе троих друзей Романа и его жену, находящуюся на девятом месяце беременности. Из-за его скандального имиджа, некогда репутации плейбоя, насилия в его фильмах – Романа беспощадно и жестоко атакует пресса. Нападки продолжаются после его своеобразной экранизации произведения Шекспира «Макбет/ The Tragedy of Macbeth» (1971), где среди изобразительных средств превалирует откровенная брутальность. Пускай это не лучшая экранизация великого поэта, но вполне понятная попытка режиссёра изгнать собственных демонов посредством работы.
Режиссёр продолжает снимать для крупнейших студий Голливуда, номинируясь на всевозможные награды. Неожиданно он снимает эксцентричный хоррор «Жилец/Le locataire» (1976) во Франции и внезапно его жизнь снова делает виток.
на фото: Саманта Геймер
В 1977-м году правительство Калифорнии обвиняет его в изнасиловании несовершеннолетней модели Саманты Геймер. Полански признаёт свою вину в отношениях с несовершеннолетней, и его адвокаты соглашаются на сделку с судьёй с условием, что Полански получит срок условно. Он проходит трёхмесячную проверку на вменяемость в госпитале для преступников в калифорнийской тюрьме, но после выхода Полански из тюрьмы судья внезапно меняет своё решение и настаивает на лишении свободы режиссёра. Полански вынужден бежать в Европу.
За время пребывания в Европе Роман не прекращает работу в кино, его фильмы номинируются на престижные награды, и публике приходятся по душе его мистические триллеры. Как например фильм «Девятые врата/The Ninth Gate», снятый по роману Артуро Перес-Реверте с Джонни Деппом в главной роли.
Герой Деппа – Дин Корcо, известный книготорговец, которого нанимает богатый коллекционер, дабы тот отыскал три уцелевшие копии книги «Девять врат в царство призраков», издания 1666-го года. Дин берётся за работу, но он даже не предполагает в какие игры ввязывается. Не успевает он опомниться, как все, у кого он побывал в связи с этим заданием – таинственным образом умирают.
В 1989-м году Полански женится в третий раз, на актрисе Эмманюэль Сенье («Девятые врата», «Скафандр и бабочка», «Жизнь в розовом цвете»), которая рожает ему двоих детей – Моргану и Элвиса, что уже успели сняться как в фильмах отца, так и у других режиссёров.
Лейтмотивом творчества Полански является зло. Уж слишком часто ему доводилось сталкиваться с ним в жизни. Зло в фильмах Полански принимает разные формы: мистические, социальные (как в знаменитом фильме «Пианист/The Pianist», где режиссёр обращается к хорошо знакомой ему не понаслышке теме холокоста), психологические. И чаще всего в его фильмах зло побеждает, последнее слово остаётся за ним.
В 2009-м году, после окончания съёмок фильма «Призрак/The Ghost Writer», когда Полански приезжает в Швейцарию получить очередную награду, его задерживает местная полиция по делу 1977-го года. Такие влиятельные режиссёры современности, как Дэвид Линч, Вуди Аллен, Даррен Аронофски, Терри Гиллиам, Никита Михалков, Педро Альмодовар и др. а также актрисы: Фанни Ардан, Моника Беллуччи и другие деятели искусства подписали петицию и делали всё возможное для того, чтоб с режиссёра сняли обвинение. Но тогдашний губернатор Калифорнии, Арнольд Шварценеггер, отказался закрыть дело, мотивируя это тем, что «отношение к Полански должно быть точно таким же, как и к другим гражданам». Через год Швейцарское правительство отказало Америке в экстрадиции Полански и освободило его из-под домашнего ареста, под которым он пребывал. Тем временем его фильм «Призрак» завоевал Серебряного медведя и еще несколько престижных премий. Хоть лента удостоилась очередных похвал критиков, с точки зрения зрителя он кажется несколько скучноватым. Для визуального оформления выбраны довольно странные спецэффекты, как комбинированные съёмки на «зелёнке», настолько явные, что кажутся неуместными. Сюжет же, из мистического детектива постепенно всё больше клонит в политические дрязги, что не может не утомлять (в особенности после всего, что мы видим в реальности), и течёт вяло, слабо удерживая внимание. Многие уже после этого фильма считают, что Полански постарел, потерял хватку. Несомненно, поздние успехи режиссёра трудно сравнить с такими, как «Ребёнок Розмари» и «Девятые врата», которые в своё время породили целое движение в кинематографе.
Но Полански, несмотря на свой действительно солидный возраст (сейчас ему 78 лет) не прекращает работы и, начиная с 7-го декабря сего года, у российских зрителей есть возможность оценить новое творение одного из наиболее влиятельных режиссёров современности – фильм «Резня/Carnage».
Сюжет разворачивается в стенах одного дома между двумя парами. Сын одной пары ударил в школе палкой сына другой, при этом выбил ему несколько зубов. В чём суть конфликта мальчиков – неизвестно, и скорее всего именно для этого родители одного пришли в дом к родителям второго. Только они не выясняют проблемы детей, а развивают межусобные распри, сыпят взаимными обвинениями, поддерживают и предают друг друга. В общем, несмотря на то, что вроде «все здесь взрослые люди», ведут эти взрослые себя хуже, чем дети.
И снова фильм вызывает споры. Одни считают, что режиссёр выдохся, стал делать скучные и слабые фильмы. Другие оспаривают это, веря мотивации мастера и находя в простоте его последних лент изысканную красоту. Бесспорным остаётся то, что Роман Полански, несмотря на всё то, что ему довелось пережить – может вызвать только зависть своей внутренней силой, благодаря которой он до сих пор может успешно трудиться и верить в будущее.
Ведь этого иногда так не хватает молодым, совсем не знавшим горя, людям.
Текст: Саша О.