Не так давно в Москве, в кинотеатре «Пионер», прошел международный фестиваль короткометражного кино Manhattan Short Film Festival. Одновременно, в более чем 250 городах мира зрителю был дан шанс побыть не просто пассивным соглядатаем кем-то уже отобранного, выделенного, выбранного – но и непосредственно поучаствовать в действе. Каждому был выдан бланк, где просто нужно поставить галочку напротив понравившегося больше всего фильма. Но просто ли это? Выбрать из десяти абсолютно разных, снятых при помощи разной техники и в разных странах, фильмов тот, единственный. Кому-то одна лента сразу бросилась в глаза, а кто-то долго сидел в зале, не решаясь сделать выбор. И тем не менее бланки в специальных урнах, вскоре поедут в Нью-Йорк, на Манхэттен, чтоб голоса были подсчитаны и был объявлен победитель.
А победить хочет каждый, и у каждого своя жизнь и судьба. Кто-то уже богат и известен, кто-то занимается кинематографом уже много лет, а кто-то снял свой первый фильм на любительскую камеру, для кого-то это был студенческий фильм, а для кого-то коммерческая работа. Но, не взирая на различия лучшие фильмы отобраны и представлены на суд зрителя.
В Нью-Йорке фестиваль проходит на свежем воздухе Ист-Виллиджа в TompkinsSquarePark, где у зрителей есть возможность бесплатно посмотреть конкурсную программу и поучаствовать в голосовании, а также всего за $5 в гриль-баре Bruckner, что в Южном Бронксе. Во всём мире фестивальная неделя проходит с 25-го сентября по 2-е октября 2011 года и у жителей некоторых городов России всё еще есть возможность повлиять на выбор победителя. А выбирать нам предложили из таких фильмов:
Случай перед банком/Incident By A Bank
Если кратко, это фильм – воссоздание реального неудачного ограбления банка, что произошло в Стокгольме в 2009-м году и свидетелями которого стали сам режиссёр и продюсер этой картины.
Здесь нельзя не упомянуть о том, что нам приходится сравнивать не только профессионализм режиссёров и готовый результат, но и национальный колорит каждой ленты. И первый же фильм оказывается с очень ощутимой шведской атмосферой. Не даром, говорят, рок-музыканты не слишком любят выступать на Шведских площадках, где публика не привычно слэмится и «сходит с ума», а спокойно и внимательно слушает. И этот короткий фильм оказался очень размеренным и спокойным. Не смотря на довольно-таки приключенческий сюжет. Здесь вам и абсурдный юмор, и характерные для шведских комедий повторения реплик и кажущиеся неуместными бытовые разговоры. Фильм об ограблении заканчивается обсуждением возможностей камеры на мобильном телефоне. Чтобы понять шведов – надо быть шведом.
На вопрос «зачем?» режиссёр Рубен Остлунд отвечает так:
— Раньше я никогда не был свидетелем попытки ограбления, но думал, что представляю как оно должно выглядеть. Конечно, я черпал эти представления из Голливудских фильмов. Эти фильмы были для меня эталоном того, на что я должен полагаться, если стану свидетелем реального ограбления. Теперь же я понял, что сцены в кино Голливуда … не совсем такие же, как и в реальной жизни.
Членопед/Dik
Ох уж эти развратные австралийцы! В конце стандартного обращения создателей перед показом ленты, режиссёр и его сын, исполнитель одной из ролей в фильме, показывают зрителю средний палец, как бы говоря нам «Enjoy!».
Маленький мальчик приносит домой свой рисунок, который с гордостью предъявляет родителю. Родитель в панике осознаёт, что малыш написал на своём рисунке «как он любит ездить на члене своего друга Тима».
Если быть достаточно внимательным, можно сразу заметить в чём состоит главная ошибка отца, не усмотревшего подвоха в рисунке своего чада. Но такая прозорливость не мешает нам получить удовольствие от созерцания следующей далее ссоры между супругами, на тему сексуальной ориентации. Редкий случай, когда в стране развитого капитализма позволяется подшутить на такую тему и не опасаться иска в суд после этого.
Кристофер Столлери, режиссёр данной ленты о её создании говорит следующее:
— Однажды сын моего друга принёс домой из школы рисунок, который заставил нас задуматься о том, что в школе что-то происходит не так. Вторая половина сюжета пришла ко мне во время вечеринки в компании восьми женщин-лесбиянок. В тот вечер я узнал целую кучу вещей о женщинах, мужчинах и сексуальности. Соединил эти две половинки – и вот вам результат… С исполнителем роли отца в фильме, Патриком Брэммалом, я работал около десяти лет на телевидении и в театре. У него есть свой особенный стиль, комедийная подача. Когда я писал сценарий – я сразу представил его играющим эту роль.
Мак/Mak
Джеральдина Зоссо, режиссёр этой картины, представленной на фестивале от Швейцарии, выбрала очень сложную тему. Тем более сложно было воспринимать её после двух незатейливых и весёлых лент. Четырнадцатилетняя мать никому не нужного ребёнка в одной из самых благополучных стран мира, сама точно так же никому не нужна, кроме этого малыша. Особенно, когда она – иммигрантка из Молдовы. Решено отдать младенца в чужую семью, где ему будет конечно же хорошо. Он получит швейцарское гражданство, будет жить в достатке и безопасности. Но как объяснить это матери? Мозг понимает, что так будет лучше для ребёнка, но сердце не хочет отпускать. Фильм снят очень эмоционально, с малым количеством срезок, с плеча. Как бы отдавая дань стилю "Догма 95", основанному Ларсом фон Триером в далёком 1995-м году. Фильм также полон деталей, создающих атмосферу женского царства с его стёклышками, тканями и мягким светом и одновременно – атмосферу красивого, но такого чужого города. И если бы не спекуляция на слезоточивой теме, фильм был бы очень и очень актуальным. Но, женщины есть женщины, им дай только поизводить душу.
Я люблю Люси/I love Lucy
Люси – это любимая собака главной героини и её бойфренда, который вот-вот выйдет из тюрьмы. Они оба и еще один парень, друг главной героини, — наркозависимы. Картина начинается с вида блевотины. В ней лежит зубной протез, который слизывает собака. В целом, это кино об одном дне из жизни шотландской девушки, проходящей реабилитацию. Она, вместе с Люси, у которой в желудке покоится протез (о чём героиня не знает), парнем-другом и велосипедом отправляются в аптеку за «дозой» и, по возможности, новым протезом. По дороге их ожидает много перипетий, на фоне характерных шотландских красных кирпичей зданий и панков с синими ирокезами, — которые заканчиваются поздно вечером в парке за бутылкой вина и внезапными испражнениями Люси. В ленте звучит много стильной инди-музыки, что создаёт дополнительную атмосферность. Вот такая получается весёлая «чернуха».
Идея родилась у Колина Кеннеди в то время, когда он работал в здании, где находилась реабилитационная клиника для героиновых наркоманов. Однажды, на перекуре, он невольно услышал разговор одной пары, которая направлялась в эту клинику. В разговоре речь шла о том, что парень девушки выходит завтра из тюрьмы, а её зубы съела собака. Они были настолько непохожи на большинство посетителей этой клиники, такие милые и весёлые, что Колин решил — эта история может стать отличным началом для его фильма.
Легенда Бобровой плотины/The Legend of Beaver Dam
Канада всё-таки близко к США. И неизменно продолжает конкурируя иронизировать на тему северных американцев и того, что они производят. И вот вам пожалуйста – канадский триллер и мюзикл одновременно. Здесь по-американски много клюквенного сока, хулиганы, секси-девочка и мальчик-очкарик. Десять скаутов с вожатым отправляются в лес за каким-то своим вопросом (зачем скауты ходят в лес?), но возвращается оттуда только один… Зловеще, не правда ли? Но всё превращается в фарс с налётом грайндхауса, у которого оказывается довольно предсказуемый, но малоприятный финал.
По словам создателей, Джерома и Эли Сэйбл, этот фильм основывается на реальной легенде, но лично я глубоко сомневаюсь в том, что там так много пели.
Секстинг/Sexting
Ну, а сами представители молодого кинематографа США порадовали нас до ужаса банальным сюжетом и сладким личиком Джулии Стайлз. Героиня, устав от безнадёжных отношений с женатым мужчиной решает встретиться за чашкой кофе с его женой. Неприятно оказалось то, что с первой секунды восьмиминутной ленты ты понимаешь чем всё закончится. До конца не хочешь верить, что всё будет настолько банально, но в конце оказывается именно так, как ты опасался. Что ни говори, но Джулия – профессионал и докопаться к её игре в семи-с-половиной-минутном монологе без монтажа невозможно. Но даже она не смогла спасти ситуацию и сделать чёрно-белую короткометражку чем-то стоящим.
Лес/The Forest
И вслед за «американским провалом» нам представляют такой же чёрно-белый, безумно профессиональный венгерский фильм, за который я отдала свой голос. С первых кадров создаётся ощущение того, что он снят на плёнку и ощущение ретро в этом лесу без времени, где без тошнотворных красных брызг и кишок, разбросанных по кадру мы ощущаем жуть, сродни той, которую нам подарил Антониони в своём "Фотоувеличении". Молодой парень, приехавший с компанией отдохнуть на природе, оказывается поневоле впутанным в хладнокровное преступление. И вроде всё нормально, светит солнце, друзья едят арбуз и смеются, но нашему герою не по себе. Он бездействовал, но что ему было делать? Его гложет тайна, которой ему не с кем поделиться. И единственное, чего он хочет – это обезопасить человека, которого он любит.
Работа врача/A doctor’s job
Испаноязычные страны Латинской Америки последние несколько лет начинают всё больше радовать отечественного зрителя качественными фильмами, нарушая стереотип «мексиканских сериалов». Но этот налёт сериальной излишней эмоциональности с активной жестикуляцией нелегко перебороть, ведь эта гипер-эмоциональность в крови у горячих латиносов. И Перу не становится исключением. Но здесь, помимо личных взаимодействий между героями мы имеем возможность увидеть реальные пейзажи Лимы. Пустые, холодные в своей раскалённости. И будто бы сплошные трущобы, где уважаемый врач не может позволить себе элементарных вещей, не подрабатывая таксистом. Здесь есть немного социальщины, немного эмоций и немного криминала. И в итоге мы понимаем, что каждый вертится в этом мире, как может.
Режиссёр, чтоб снять фильм на родине и о родине, закончил Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, где ему дали немного денег на эту ленту и помогли справиться со сценарием. Ему пришлось ехать так далеко, так как в Перу он не обнаружил ни одной арт-студии или продакшна.
Давид и Голиаф/David and Goliath
И снова США, и снова в грязь лицом. Взяв очень щекотливую и душещипательную тему о Холокосте Джордж Завердас превратил реальную историю в трагикомедию а-ля "Бетховен" о еврее, собачке и второй мировой. С первых кадров вызывает оскомину вид преследующих беглеца немцев, постоянно орущих что-то типа «Аусвайсен!» и «Джудэ швайнэ!» и палящих во все стороны своими пистолетами. Беглый еврей, сыгранный блеснувшим в «Сумерках» Билли Бёрком, в лучших традициях жанра бровками «домиком» заставляет собаку, а вместе с ней и её хозяев проявить истинно американскую (пускай и в Германии) толерантность и помочь ему избежать неминуемой расправы. Жаль, очень жаль, что такой сюжет выглядел на экране как дешевая теле драма. Единственным оправданием режиссёру может стать то, что он дилетант.
Пятница мучеников/Martyr Friday
А напоследок оставили самую, в кинематографическом смысле, экзотическую страну – Египет. И о чём же мог снять фильм египтянин, как не о революции, совсем недавно будоражащей целую страну? Фильм таким и получился – очень восторженным, революционным, объединённым идеей и воодушевлённым успехом. С художественной точки зрения он собой представляет мало ценности, но как репортаж непосредственно от участника действия очень даже познавательный.
Абу Бакр Шоки, режиссёр этой картины, учится в Университете Нью-Йорка. Он приехал на родину на зимние каникулы и собирался уехать 23-го января обратно в Нью-Йорк, но из-за назревающей революции не смог взять авиабилеты. Таким образом он поневоле оказался свидетелем того, что там происходило от начала и до конца.
Эти фильмы были отобраны организаторами из 598 лент, присланных из 48 стран мира. И вполне вероятно, что среди этих 588-ми затерялась лучшая, но не нам судить авторитетное жюри, у них явно были свои причины на то, чтобы отобрать именно эти картины. А у жителей Питера до воскресенья есть возможность проголосовать за один из фильмов в кинотеатре "Родина".
И если вдруг кого-то не удовлетворили финалисты и он чувствует, что может сделать лучше – вперёд! Нас ждёт Manhattan Short Film Festival -2012, если не будет конца света. И у каждого есть возможность попробовать свои силы, отправив свою работу организаторам фестиваля до 31-го июля, и, возможно, в следующем году заставка Manhattan Short Film Festival будет на русском языке.
Один мир. Одна неделя. Один фестиваль.
Текст: Саша О.