Не успели мы порадоваться за Александра Сокурова и его «Золотого льва» в Венеции, как подошел к своему логическому завершению Международный Кинофестиваль в Торонто. В этом году было более 250 лент. Некоторые из них особенно приглянулись критикам и получили единодушное признание. Эти семь картин оставили неизгладимое впечатление, а значит им уже нашлось местечко в архиве шедевров.

«Глубокое синее море»

Режиссер: Теренс Дэвис
В ролях: Рейчел Вайс, Том Хиддлстон, Саймон Расселл Бил…
Премьера мир: 11 сентября 2011 год
Новая экранизация пьесы драматурга Тересна Рэттингана «Глубокое синее море». До этого была адаптация 1955 года с Вивьен Ли в главной роли. Теперь на суд зрителей свое видение героини в исполнении Рейчел Вайс представил режиссер Теренс Дэвис.
К английскому высшему сословию послевоенных лет понятие эротизма было не применимо. «Давайте, не будем вульгарными, Хестер», — говорит своей жене слишком правильный и благородный судья Уильям Коллайер. Властная мать Уильяма так же полагает, что страсть выглядит уродливо и лучше «проявлять здоровый энтузиазм. Так намного безопасней». Но Хестер такое положение дел не устраивает, в ней бушуют страсти и ее сердце требует настоящей, всепоглощающей любви, а не холодных и осторожных объятий мужа. Такой образ Хестер написал в 1952 году Теренс Рэйттинг. Знаменитый драматург 20 столетия поколения «молодых и рассерженных», знаток женской души.
Героиня влюбляется во Фредди Пейджа – бывшего пилота ВВС США, а теперь дэнди и мота. Он умеет по – настоящему быть страстным и любить. И это все чего хочет Хестер после того, как уходит от мужа Уильяма к нему. Даже когда мужчина охладевает к своей новой любовнице. Страстный характер Хестер сталкивается не только с чопорностью послевоенного английского общества, но и с привычной трактовкой женских персонажей автором. Рэйттинг был писателем хорошего тона, а Хестер наделил свирепым сексуальным нравом. Пегги Эшкрофт, Маргарет Саллэвэн, Вивьен Ли и Блайт Дэннер играли Хестер, как трагическую героиню, а Вайс открыла в ней острый ум и святой, почти праведный гнев, в то время, когда Хестер затягивает депрессия. Лучшего режиссера для передачи столь тонких нюансов характера, чем Теренс Дэвис сложно было бы найти. Его автобиографические картины «Далекие голоса, застывшие жизни» (1988 год), «Конец долгого дня» (1992 года) были основаны на воспоминаниях семьи из рабочего класса Ливерпуля. Хоть, в новой ленте социальный статус героев выше, но между ними, как и в предыдущих картинах создаются напряженные отношения.
В постановке Дэвиса многое от его видения произведения, как сценариста. Режиссер сам адаптировал пьесу для сценария. Как и в предыдущих лентах, важную роль играет подобранная музыка. Так, для создания атмосферы военного времени используется знаменитая песня «Молли Мэллоун». Во время любовной сцены между Фредди и Хестер, где – то отдаленно и как –будто приглушенно звучит музыкальная тема Самюэля Барбера «Концерт для скрипки с оркестром».
Визуальное решение фильма складывается в свою собственную симфонию цвета. Тонкие декорации передают много оттенков коричневого: в мебели из красного дерева, костюмах господ. Абажуры с бахромой напоминают зелень в пейзажах джунглей Анри Руссо. Картина, подобно музею эмоций, воскрешает забытые чувства через мастерство Дэвиса и страстную, огненную игру Вайс. В ленте «Глубокое синее море» рассказана история о том, как люди любили и страдали за это чувство в прошлом. Их любовь и боль могут тронуть нас и в настоящем.

«Таинственный Альберт Ноббс»

Режиссер: Родриго Гарсия
В ролях: Гленн Клоуз, Миа Васиковска, Джонатан Риз Мейерс…
Премьера мир: 2 сентября 2011 год
«Я думаю, Вы самый странный мужчина, которого я когда – либо встречала», — говорит молодая девушка Хелен дворецкому в отеле. Юная особа и представить не может даже половины правды о нем: Альберт Ноббс, в его костюме – тройке, накрахмаленном воротничке и всегда с серьезным выражением лица – это женщина. Более тридцати лет назад она была вынуждена надеть мужской костюм, чтобы получить достойную работу. Дублин начала 20 века не предоставлял равных возможностей для мужчин и женщин. Феминизм и эмансипации стали проявляться намного позже.
Альберт хочет большего, а потому готов ухаживать за холодной и безразличной девушкой Хелен. Он мечтает однажды открыть табачную лавку и хочет днем видеть ее милое личико за прилавком, а ночью в кровати, рядом. По этому поводу Альберт советуется со своим единственным другом, тоже тайным трансвеститом: " Сказать ей заранее или же лучше перед брачной ночью?".
Гленн Клоуз, исполнившая роль Альберта Ноббса, уже воплощала этот образ на театральной сцене в 1982 году в адаптации рассказа Джорджа Мура «Исключительная жизнь Альберта Ноббса». С тех пор, она в течение долго времени пыталась перенести историю на экран. В итоге, актриса сама написала сценарий, стала со – продюсером и сыграла главную роль. На пост режиссер Г. Клоуз пригласила Родриго Гарсия – сына писателя, лауреата Нобелевской премии Габриэля Гарсия Маркеса. И это стало прекрасным выбором, если вспомнить предыдущие работы Маркеса: «Женские тайны» (1999 год), «Мать и дитя» (2009 год), а так же пилотная серия для сериала «HBO» «Большая любовь». Беря за основу умалчивание Альбертом правды, режиссер дает действию драмы развиваться размеренно и спокойно. Он позволяет зрителям самим оценивать события как смешные или драматичные, просто, давая возможность сопоставить современное общество и нравы того времени. Сегодня слабый пол имеет больше прав и возможностей для собственной реализации. Хотя, вероятность получить собственный проект таких масштабов в Голливуде, женщине перешедшей определенный возрастной рубеж, так же мала, как женщине в Дублине сто лет назад получить приличную работу, не переодеваясь в мужчину.
Дарья Новикова.